Министерство здравоохранения провело селекторное совещание с региональными отделениями ведомства. Министр здравоохранения Свердловской области Андрей Цветков отчитался об основных проблемах и предложил способы их решения. Однако глава Минздрава заявила, что переживает о регионе из-за серьезных недоработок.
В распоряжении редакции 66.RU оказалась запись беседы министра здравоохранения Вероники Скворцовой с ее коллегой Андреем Цветковым. Свердловский министр начал доклад с новости о повышении смертности в регионе. По его словам, за восемь месяцев 2018 года смертность в области выросла на 1,5% по сравнению с таким же периодом в прошлом году. Врачи выделяют пять основных причин этого:
- 49,4% человек от числа умерших скончались от болезней систем кровообращения;
- 17,1% — от новообразований (раковые опухоли);
- 9% умерли в результате внешних причин (несчастные случаи, убийства, пожары, аварии и так далее);
- 3,7% скончались от инфекционных болезней;
- 3% — от болезней дыхательных путей.
Андрей Цветков добавил, что треть умерших — пожилые пациенты за 80 лет. Министр признал, что в области существуют проблемы с оказанием первой медицинской помощи (по данным его коллег, только 28% пациентам врачи помогут в первые 4,5 часа — остальные будут ждать госпитализации дольше). Кроме того, врачи не соблюдают этапы оказания медицинской помощи (иначе говоря, маршрутизацию) пациентам с нарушением мозгового кровообращения.
Чтобы решить проблему, свердловский минздрав запланировал:
- продолжить работу центра лучевой диагностики в ОКБ № 1;
- создать кабинеты вторичной профилактики инсульта в поликлиниках;
- потратить 21 млн на информирование населения. Врачи выкупят 104 утренних и 80 вечерних эфиров на телеканалах;
- организовать онлайн-школу для больных гипертонией и ишемической болезнью сердца;
- купить автомобиль класса C для эвакуации пациентов.
Но Вероника Скворцова считает, что эти меры не помогут.
"Над формированием экстренной медицины в регионе вы очень неплохо поработали. Но в целом ситуация характеризуется одной крупной коллизией между развитостью высоких технологий в любом медицинском профиле и недоразвитостью первичной медико-санитарной помощи. Запредельная смертность в ряде районов области по сердечно-сосудистым причинам. […] Целые зоны на территории Свердловской области имеют просто чрезвычайно высокую смертность от сосудистых заболеваний. О чем это говорит? Ясно совершенно, что если вы просто переформатируете маршрутизацию и наладите экстренную помощь, это даст небольшой результат, но не более 15–20% вы получите снижение".
Министр заявила, что медики должны наладить контакт с населением области. Скворцова предложила «поставить под ружье» студентов и выпускников профильных заведений. Они должны ходить по квартирам, измерять давление и выдавать таблетки.
Это позволит резко, в 2—2,5 раза снизить смертность в этих зонах. Нужно взять под контроль факторы риска. Надо все ресурсы взвесить — и касающиеся телемедицинских мониторинговых систем, и использование волонтеров. Надо пересмотреть региональные льготы на программы помощи населению в обеспечении препаратами. Тогда все остальные меры — санавиация, сосудистые центры — сработает на другом нуле".
Министр сравнила Екатеринбург с Томском, где смерть от сердечно-сосудистых заболеваний оказалась ниже почти на 200 пунктов. Скворцова призналась, что волнуется об эпидемии гриппа в регионе.
"Посмотрите, предусмотрена ли вакцинация для групп риска, достаточно ли обеспечение стационаров необходимым реанимационным пособием. Доминирующим штаммом будет H1N1, близкий к 2009 году. Берегите детей, беременных женщин, пожилых людей с хроническими заболеваниями — это мишени для тяжелых форм гриппа".
По данным федерального Минздрава, в небольших городах Свердловской области не хватает врачей, кроме того, Свердловскую область заподозрили в передаче недостоверных данных о лекарственном обеспечении. Из контекста разговора можно сделать вывод о том, что на местах не хватает медикаментов (например, обезболивающих), но врачи это скрывают.
«Ваша главная проблема — отрыв от населения. Работа внутри собственной системы, своих элитных медицинских организаций», — резюмировала министр.
Напомним, в антирейтинг городов, где чаще всего умирают от сердечно-сосудистых заболеваний, входят Краснотурьинск, Дегтярск, Верхний Тагил, Сосьва, Староуткинск и другие. В Екатеринбурге, наоборот, растет число смертей от онкологических заболеваний.
Как следует из плана социально-экономического развития Екатеринбурга на 2019–2021 годы, город будет постепенно стареть и вымирать: количество трудоспособного населения среднего возраста снизится с 883 до 874 тысяч человек, а число пенсионеров вырастет до 369 тысяч. По сравнению с 2017 годом убыль населения в Свердловской области увеличилась в 1,7 раза и составила 44,2 тыс. человек.
Источник: vrachirf.ru