Цветовая схема: ц ц ц
Размер шрифта: A A A
Изображения: Выкл. Вкл.
Обычная версия сайта

Ассоциация
содействия развитию здравоохранения
«Медицинская Палата Ульяновской области»

8 (8422) 41 06 92

432017, г. Ульяновск, ул. Спасская, д. 5, каб. 47

Версия для слабовидящих
Мы в социальных сетях:
Полезное

Вступившие недавно в силу новые правила ОМС – не уступка страховщикам, а продолжение той же политики Минздрава и ФОМС, которую они практиковали и ранее, считает директор Центра политики в сфере здравоохранения НИУ ВШЭ Сергей Шишкин.

– Сергей Владимирович, какой, с вашей точки зрения, была цель принятия новых правил ОМС, к каким изменениям в системе здравоохранения оно должно привести?

– Цель не анонсировалась, но по общей направленности можно сделать вывод, что предпринимаются шаги по пути дальнейшего упорядочения и увеличения прозрачности системы ОМС. Тем самым создаются предпосылки для повышения эффективности финансирования сферы здравоохранения и увеличения доступности медицинской помощи. К кардинальным изменениям новые правила не приведут, но когда нормы становятся яснее, движение денег прозрачнее, распределение объемов медицинской помощи понятнее, это позволяет снизить неэффективные расходы.

– Насколько отличается новая редакция правил от предыдущей?

– Отличается сильно, но в значительной мере она отражает те изменения, которые уже были внесены на протяжении последних лет, с момента принятия предыдущего варианта этих правил в 2011 году, в целом ряде других нормативных документов. Хотя есть и ряд важных новаций.

– В чем отличие этих новаций от предложенных в докладе ВШЭ «Анализ состояния страховой медицины в России и перспектив ее развития»?

– Наши предложения по совершенствованию системы ОМС в ближайшие годы состоят как раз в том, чтобы в первую очередь обеспечить прозрачность расходования средств, изменения в правилах соответствуют этому. А что касается движения к рисковой модели ОМС, то в докладе предлагается провести ее апробацию в нескольких регионах и окончательное решение принять уже после этого для возможного внедрения после 2024 года.

– Будут ли в условиях действия новых правил меняться страховые принципы ОМС?

– Нет, не будут. Ожидать перехода к рисковой модели ОМС на практике в ближайшей перспективе нельзя.

– Как изменится роль страховых организаций?

– Почти никак. Правила очень подробно расписывают функции страховых представителей – это новый институт, который появился в СМО. Задачи поверенных – информировать застрахованных об их правах, о прохождении диспансеризации, разбираться с жалобами пациентов и т.п. Но это уже было введено предыдущими документами Минздрава. Да, функции СМО несколько расширяются: их побуждают быть более активными в защите прав пациентов, им передается право ведения дел застрахованных в принятии досудебных решений. Усиливаются полномочия СМО по защите прав застрахованных. Но в остальном роль страховых медицинских организаций не меняется.

Дополнительные средства на ведение дел в связи с появлением института страховых представителей им не выделены, и я не думаю, что это произойдет.

– Достаточно ли сбалансированы правила ОМС в нынешней редакции, чтобы избежать неравномерного распределения средств и обеспечить интересы пациентов?

– Применительно к существующей модели ОМС новая редакция правил вполне сбалансирована. После принятия в 2010 году закона об ОМС, который изменил порядок движения финансовых средств в системе, произошла их централизация, и различия между субъектами РФ в финансовом обеспечении территориальных программ резко сократились. В этом смысле система ОМС показала свою результативность. Новые изменения будут способствовать сокращению уже внутрирегиональных различий.

Информация о распределяемых между медицинскими организациями объемах оплачиваемой помощи теперь будет доступна всем гражданам в регионе. Это важное нововведение. Ранее фактически никто не знал, какие объемы помощи планировались и оплачивались медорганизациям, данные не публиковались. Новые правила обязывают комиссии по разработке территориальных программ после утверждения объемов публиковать их в интернете. Это важнейшая инновация: будет видно, кому сколько заказывают и кто сколько получит денег. Создаются предпосылки для того, чтобы ресурсы внутри регионов тратились и распределялись между медорганизациями более справедливо и эффективно.

Выделю в новых правилах еще одно важное нововведение для проведения полноценной и реальной диспансеризации граждан: требования к медорганизациям ежедневно информировать СМО о том, кто из застрахованных какие ее этапы прошел. Эти сведения станут учитываться при оплате медицинской помощи в системе ОМС. Будет проверяться и корректность направлений застрахованных лиц на госпитализацию в профильные учреждения. Раньше таких прав у страховщиков не было.

– Говоря о сокращении различий между регионами, вы имеете в виду объемы выделяемых средств?

– Объемы государственного финансирования в здравоохранении в расчете на одного человека. Различий в объемах средств, которые распределяются Федеральным фондом ОМС между регионами, уже практически не осталось. До 2011 года они были существенно выше, потому что только небольшая часть средств была централизована в ФОМС и перераспределялась между регионами. Сейчас почти все средства ОМС централизуются и перераспределяются. Но различия в финансировании сохранились, поскольку регионы еще и доплачивают в систему из своих бюджетов: на обеспечение более высокого качества медицинской помощи в территориальной программе ОМС по сравнению с базовой программой. В Москве, Петербурге, Тюмени финансовая обеспеченность граждан, которые получают медицинскую помощь в системе ОМС, остается более высокой, чем в Пензе, Перми и Чебоксарах.

– Означают ли новые правила, включающие контроль тарифной политики территориальных фондов, существенно бо́льшую централизацию системы ОМС?

– Новые правила контроля тарифной политики ТФОМС введены еще поправками к закону об ОМС, и суть их в том, что региональные тарифные соглашения теперь следует представлять в Федеральный фонд и получать заключения о соответствии тарифов требованиям базовой программы ОМС. Завуалированно речь идет о согласовании тарифов, хотя впрямую это слово не употребляется. Это мера своевременная и оправданная, так как тарифы на одни и те же виды медпомощи сильно различаются и между регионами, и внутри них, что вызывает вопросы: эффективно ли тратятся деньги и насколько оправданны такие различия? Поправки к закону об ОМС, которые учтены в новых правилах, призваны уменьшить необоснованные различия в тарифах на оказание одних и тех же видов медицинской помощи. Конечно, это означает дальнейшее усиление централизации системы ОМС, но речь идет о продолжении той тенденции, которая была задана еще законом 2011 года.

– Баланс между лечением и профилактикой изменится?

– Может быть и не изменится, поскольку объемы диспансеризации задаются не правилами ОМС, а программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи и базовой программой. Но, как я уже говорил, правила усиливают требования к прозрачности диспансеризации. Все хорошо знают, что часть пациентов приходит на нее только на бумаге (врачи рисуют необходимые цифры), теперь эти нарушения будут минимизированы, и в этом смысле баланс изменится в сторону профилактики: увеличится ее реальная, а не имитационная, бумажная составляющая.

– Изменят ли правила соотношение между государственными и негосударственными медучреждениями, работающими в системе ОМС?

– Нет. С точки зрения участия негосударственных учреждений в системе ОМС почти ничего не меняется.

Источник: medvestnik.ru

01.08.2019