Цветовая схема: ц ц ц
Размер шрифта: A A A
Изображения: Выкл. Вкл.
Обычная версия сайта

Ассоциация
содействия развитию здравоохранения
«Медицинская Палата Ульяновской области»

8 (8422) 41 06 92

432017, г. Ульяновск, ул. Спасская, д. 5, каб. 47

Версия для слабовидящих
Мы в социальных сетях:
Полезное

11 февраля состоялось очередное аппаратное совещание Национальной Медицинской Палаты

На повестке обсуждалась работа по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ (ПОА). Докладывала заместитель председателя комиссии по мониторингу рынка труда и отраслевой рамке квалификаций Совета по профессиональным квалификациям в здравоохранении НСПК при Президенте Российской Федерации, к.м.н., доцент кафедры «Организация, управление и экономика здравоохранения» института медицинского образования Национального медицинского исследовательского центра имени В.А. Алмазова Минздрава России Т.Н.Ищук.

Т.Н. Ищук доложила, что целью ПОА является признание качества и уровня подготовки специалистов в конкретной организации, отвечающей требованиям профессионального стандарта (ПС). В 2020 году проведено три процедуры. В Мордовском республиканском центре повышения квалификации специалистов здравоохранения (Саранск) аккредитованы 4 программы повышения квалификации, 8 – профессиональной переподготовки и 2 – профессионального обучения. Проводилась ПОА программ «сестринское дело в терапии», «сестринское дело в педиатрии», «санитар». Выезжала бригада в составе 8 человек: 1 председатель, 1 секретарь и 6 экспертов. В ГАУ ДПО НО ЦИК ПКСЗ (Нижний Новгород) проведена процедура ПОА по 60 программам повышения квалификации, 22 – профессиональной переподготовки и 5 – профессионального обучения. В выездной бригаде участвовало уже 25 подготовленных экспертов. Здесь проводилась аккредитация также по программам «скорая и неотложная помощь», «лабораторная диагностика», «сестринское дело». По 4 программам проведена ПОА в Центре им. В.А. Алмазова. Средняя стоимость ПОА одной программы составляет примерно 30 000 рублей, однако в случае аккредитации большого количества программ стоимость уменьшается, в Нижнем Новгороде стоимость ПОА одной программы составляла око 5 000 рублей. Центр ПОА всегда идет навстречу организациям, в которых проводится аккредитация. После ПОА было проведено анкетирование в организациях, в которых проведена аккредитация, удовлетворенность процедурой составила 80-100%.

В 2019 г. процедура ПОА проведена в образовательных организациях в Санкт-Петербурге, Казани, Саратове. На 2021 г. уже есть заявки из организаций Санкт-Петербурга и Самары. Подготовка экспертов для ПОА проводится на базе Центра им. В.А. Алмазова 2 раза в год группами по 30 человек. За 2019-2021 год подготовлено 286 экспертов практически из всех федеральных округов. Длительность действия документа о подготовке эксперта составляет три года.

В планах на 2021 год – актуализация нормативно-правовой базы ПОА, стандартов и критериев эффективности и качества ПОА, разработка адаптированной процедуры дистанционной ПОА, актуализация дистанционной программы подготовки 60 экспертов, проведение процедуры ПОА в Центре им. В.А. Алмазова, Институте остеопатии (Санкт-Петербург) и Самарском медицинском колледже им. Н. Лялиной.

Таким образом, основополагающим документом для процедуры ПОА является ПС. Любой документ по подготовке и повышению квалификации специалистов должен соответствовать ПС. Поэтому непонятно, почему ПОА является не обязательной, а добровольной. Для широкого внедрения нужна мотивация образовательных организаций, получения ими особого статуса, преференций, улучшения финансирования, уменьшения вмешательства Рособрнадзора и Роспотребнадзора, получения рейтинга Национальной Медицинской Палаты. Для этого необходимо нормативно-правовое закрепление ПОА. Вероятно, на федеральном уровне это в настоящее время вряд ли возможно, актуальным становится закрепление на отраслевом уровне на основе приказов Минздрава и повышение мотивации образовательных организаций.

После завершения доклада и презентации Л.М. Рошаль отметил, что в ходе аккредитации специалистов также происходит оценка соответствия подготовки специалиста ПС на основе образовательного стандарта, то есть соответствие его подготовки ПС. Где же размежевание процедур ПОА и аккредитации специалистов?

Т.Н. Ищук ответила, что в настоящее время происходит экспертиза соответствия федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) профстандарту. На основе такого ФГОС разрабатываются конкретная программа образования. Уже на основе этой программы каждый вуз или иная образовательная организация разрабатывает свои образовательные программы. В ходе процедуры ПОА оценивается, насколько такая конкретная программа соответствует ПС, а также востребованность программы работодателями.

Л.М. Рошаль обратил внимание на то, что каждый вуз имеет свои программы подготовки. Выпускники вузов в различных территориях готовятся по различным программам. Законом для каждого вуза должно стать соответствие программ ПС. Не вполне понятна роль ПОА и малая востребованность образовательных организаций в этой процедуре. Л.М. Рошаль поинтересовался, чем может НМП помочь в этой деятельности.

Т.Н. Ищук ответила, что процедура ПОА проводится по заявкам образовательных организаций. Информации о процедуре ПОА явно недостаточно, нет и нормативно-правовой базы. Поэтому в настоящее время в огромном большинстве случаев проводится аккредитация отдельных специалистов, но не программ, по которым они обучались. Особенно это актуально для программ, после которых проводится периодическая или дополнительная аккредитация. Никто не требует свидетельства о проведении ПОА для образовательной программы, а такое свидетельство говорит о доверии образовательной организации со стороны НМП, а стало быть, и со стороны профессиональной медицинской общественности. Поэтому наличие свидетельства о прохождении ПОА, то есть признание НМП, должно значительно повысить статус образовательной организации.

Л.М. Рошаль отметил, что спорным остается вопрос оплаты процедуры ПОА.

Т.Н. Ищук ответила, что стоимость процедуры ПОА специалистами Центра им. В.А. Алмазова примерно в 10 раз меньше, чем в негосударственных центрах, однако стоимость снижается при большом количестве аккредитуемых программ.

В ходе обсуждения Ю.В. Каракулова (Пермский край) уточнила, что аккредитация специалистов и ПОА – совершенно разные процедуры. Имеется государственная аккредитация образовательных учреждений Рособрнадзора, действительная в течение 5 лет, но в настоящее время действует мораторий, что несколько облегчает ситуацию в период эпидемии коронавирусной инфекции. Поскольку профессиональное медицинское сообщество стремится к принципу саморегулирования отрасли, очень актуальна заинтересованность образовательных организаций силами НМП, это престижно и может быть одним из этапов подготовки к государственной аккредитации. Основной проблемой является отсутствие нормативно-правовой базы.

О.Ю. Кузнецова (СЗГМУ им. И.И. Мечникова, ассоциация врачей общей практики) указала, что во многих вузах имеются свои отделы аккредитации, есть отдел у Драпкиной, есть центр в Ярославле, но это негосударственные центры. Идея ПОА под эгидой Нацмедпалаты хорошая, возможно, следует создать несколько центров по регионам.

Вице-Президент Союза НМП Н.А. Аксенова поддержала деятельность Т.Н. Ищук и ее коллег в Центре им. В.А. Алмазова. Она напомнила, что в Федеральном законе об образовании прописана общественная аккредитация образовательных программ. Краткосрочные программы усовершенствования обязательно должны проходить процедуру ПОА в НМП, оценка экспертов также должна стать функцией НМП. Требуется оформление соглашения с Рособрнадзором и Минобрнауки. В нормативно-правовую базу следует внести поправку об обязательности процедуры ПОА.

И.Б. Питулова (Республика Татарстан) отметила, что в портфолио специалиста во время проведения аккредитации включаются документы о постдипломном образовании, выдаваемые фирмами-однодневками, причем никаких контрольных организаций для таких фирм не существует. Поэтому необходима ПОА под эгидой Национальной Медицинской Палаты.

Д.А. Сычев (РОМАНПО) отметил, что ПОА – нужное дело. ПОА основных образовательных программ (специалитет, клиническая ординатура, среднее специальное образование) должна проводиться по соглашению с Рособрнадзором экспертами НМП. Для программ повышения квалификации нужны отдельные нормативные документы. В рамках НМП следует разработать специальную операционную процедуру (СОП) по требованиям к экспертам ПОА.

Помощник Президента Союза НМП В.А. Плякин напомнил, что процедуру ПОА могут осуществлять разные организации, например, Медицинская лига России, результаты которой засчитывается при государственной аккредитации образовательных программ. 21.01.2021 г. состоялось заседание Совета по профессиональным квалификациям в здравоохранении, заключено соглашение с Рособрнадзором о том, что будут признаваться заключения НМП по профессиональным компетенциям. Потребуется модернизация нормативно-правовой базы.

В заключении обсуждения Л.М. Рошаль поблагодарил Т.Н. Ищук, Центр им. В.А. Алмазова и всех участников дискуссии, решение НМП по вопросам ПОА будет принято в ближайшее время.

12.02.2021