Эксперты полагают, что переход здравоохранения на саморегулирование не будет быстрым. Национальная медицинская палата считает, что несмотря на все трудности, вектор развития выбран верно.
20 марта 2015 года в рамках V Всероссийского форума саморегулируемых организаций, прошел круглый стол «Особенности саморегулирования профессиональной деятельности в здравоохранении».
Председатель комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников отметил, что во многих случаях, государство не обладает достаточной компетенцией для принятия соответствующих решений, однако для саморегулируемых организаций такие задачи не являются проблемой. Эти вопросы касаются и методов лечения, и лекарственного обеспечения и многих других как управленческих, так и практических вопросов здравоохранения которые невозможно решить, не привлекая профессиональное сообщество.
Однако участники круглого стола сошлись во мнении, что быстрого и легкого перехода к саморегулированию, в такой специфичной области как здравоохранение ожидать не приходится. Остается множество нерешенных вопросов правового характера.
По мнению заместителя председателя комитета Госдумы РФ по охране здоровья, вице-президента Национальной медицинской палаты Сергей Дорофеева в отрасли есть определенные особенности, из-за которых она не вписывается в ФЗ №315 "О саморегулируемых организациях". Прежде всего, это касается обеспечения конституционных гарантий граждан на бесплатную медицинскую помощь. Вторая особенность заключается в том, что медицина – бюджетная сфера. Закон о СРО направлен на повышение конкурентоспособности при помощи саморегулирования, однако задача медицины — не конкуренция, а повышение качества лечения. С тем, что бюджетная направленность отрасли является особенностью, которую необходимо учесть, на пути к саморегулированию в здравоохранении согласен и вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Виктор Плескачевский:« Я вижу одну серьезную проблему, которая препятствует быстрому внедрению саморегулирования в здравоохранении. Она заключается в том, что почти вся наша медицина бюджетная. При создании структуры встает вопрос материальной ответственности врача, административные структуры пока не в состоянии обеспечить те условия работы, которые потребует врач как субъект бюджетной сферы. Поэтому необходим закон о здравоохранении, где будут упомянуты профессиональные саморегулируемые организации, — подчеркнул он.
И, наконец, препятствие заключается в правом аспекте, согласно которому в России субъектом лечебной деятельности является медицинская организация, а не врач.
Однако есть возможность двигаться в направлении саморегулирования и в существующем правовом поле. Статья № 76 регламентирует деятельность профессиональных организаций с особыми правами субъектов, что отличает их от остальных общественных организаций. В статье содержатся требования к таким организациям, в случае соответствия которым, у них появляются особые права и еще ряд дополнительных функций, переданных правительством
По оценкам Сергея Дорофеева, процесс перехода к саморегулированию в здравоохранении должен осуществляться в несколько этапов: сначала самоорганизация и создание региональных медицинских палат и профильных ассоциаций, с тем, чтобы объединять необходимое для законодательной базы количество врачей. А затем – переход к самоуправлению с обучением профессионального сообщества основам саморегулирования.
Президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль считает, что текущие правовые трудности – не повод для отказа и откладывания в долгий ящик способов решения многих проблем в отрасли. «Мы стали на правильный путь. Он трудный, так как на сегодняшний момент профессиональное сообщество еще не готово полностью взять на себя ответственность за свою деятельность. Однако мы все должны делать уже сегодня, потому что времени у нас нет», – президент НМП. В своем выступлении он отметил, что сегодня у НМП уже наработан опыт по решению задач, которые должна решать саморегулируемая организация в медицине. Этот опыт опробован на целом ряде пилотных проектов в регионах. В частности, проект по развитию непрерывного медицинского образования, протестированный в нескольких регионах. «Сегодня пришло время поставить точку, обобщить наработанный опыт и перейти к созданию полноценной системы постдипломного непрерывного образования, с балльной системой по всей России, которая остро необходима для постоянного повышения квалификации врачей», - сказал Леонид Рошаль.
Он также рассказал, что и в страховании профессиональной ответственности медработников в рамах пилотного проекта, который реализуется в Тюмени, были найдены пути решения и уже скоро будут получены все необходимые лицензионные документы для того, чтобы опыт коллег мог быть реализован в других регионах России.
Продолжает развиваться проект по досудебному урегулированию споров. Сегодня Национальная Медицинская Палата создает общероссийскую систему досудебного и внесудебного урегулирования конфликтов между врачом и пациентом и Третейского судопроизводства. Будет проходить обучение членов Национальной медицинской палаты по программам повышения квалификации в сфере медиации и третейского судопроизводства, а также создание региональных центров по урегулированию конфликтов между врачами и пациентами.
В сфере развития саморегулирования отрасли продолжается работа НМП по разработке квалификационных категорий, работа над которыми, по мнению НМП, должна принадлежать именно профессиональному сообществу. «Эта работа ляжет в основу аккредитации специалистов и допуска к профессии. Не должно такого быть, чтобы профессиональная организация не отвечала ни за что, если есть хирургическая ассоциация, то она должна отвечать за каждого хирурга страны, стоматологическая – за каждого стоматолога и т.п.. Независимо от того в какой системе работает доктор, в частной или государственной, он должен быть квалифицированным специалистом, оцениваемым по единым параметрам, – сказал Леонид Рошаль, - мы с вами стоим на правильном пути, он трудный, но надо по нему идти шаг за шагом, не откладывая действия до того момента, когда будут урегулированы все правовые вопросы – этого времени у нас с вами нет, поэтому я приглашаю всех к сотрудничеству, чтобы медики сами определяли по каким законам и правилам им работать Мы стоим на позиции допущения к практической работе только членов единого медицинского объединения страны с возможностью исключения за нарушение этических норм и профессиональной непригодности».