17.04. 2013 г.
В данной статье освещены вопросы, связанные с назначением досрочной трудовой пенсии медицинским работникам.
Досрочная трудовая пенсия в связи с медицинской деятельностью устанавливается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения при наличии стажа работы в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет, если такая работа на протяжении всей трудовой деятельности осуществлялась только в сельской местности и поселках городского типа, либо не менее 30 лет, если работа осуществлялась только в городах или имеется «смешанный» стаж, т.е. в городах, сельской местности и поселках городского типа.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочную пенсию, а также Правила исчисления специального стажа. При этом в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, засчитываются периоды работы только в тех должностях и учреждениях, которые предусмотрены в Списке. Кроме того, периоды работы с 01.11.1999 засчитываются в специальный стаж при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.
Периоды работы в учреждениях здравоохранения подсчитываются календарно. Вместе с тем, действующее законодательство предусматривает льготный порядок исчисления специального стажа в следующих случаях:
- при наличии «смешанного» стажа, т.е. стажа работы в учреждениях здравоохранения, расположенных и в городах, и в сельской местности. В этом случае периоды работы в сельской местности и поселках городского типа подсчитываются в льготном порядке: 1 год работы засчитывается за 1 год и 3 месяца;
- оперирующим врачам-специалистам и операционным медицинским сестрам, работавшим в структурных подразделениях хирургического профиля (Перечень таких подразделений утвержден 29.10.2002): 1 год работы в указанных подразделениях засчитывается за 1 год и 6 месяцев. К числу таких подразделений относятся: операционное, хирургическое, травматологическое, офтальмологическое отделения, т.е. отделения, в которых осуществляется проведение операций;
- врачам-анестезиологам-реаниматологам, медицинским сестрам - анестезистам, работавшим в отделениях (группах, палатах) анестезиологии-реанимации, реанимации и интенсивной терапии: 1 год работы засчитывается за 1 год и 6 месяцев;
Льготное исчисление стажа в соответствие с Правилами от 29.10.2002 № 781 осуществляется и в отношении некоторых других категорий медицинского персонала.
Кроме того для лиц, выполнявших работу в отделениях хирургического профиля в учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, при наличии «смешанного» стажа, действующим законодательством предоставляется право на одновременное применение двух льгот по исчислению стажа, т.е. льгота за работу в отделении хирургического профиля (1 год работы за 1 год и 6 месяцев) и льгота за работу в сельской местности (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Таким образом, 1 год работы при назначении досрочной пенсии будет учитываться за 1 год и 9 месяцев.
В связи с принятием постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 №2-П при исчислении стажа медицинской деятельности для назначения досрочной трудовой пенсии по старости применяются нормы ранее действовавшего законодательства.
Следует отметить, что действовавшее на 01.01.2002 правовое регулирование имело некоторые отличия по должностям и учреждениям, работа в которых засчитывалась для назначения досрочной пенсии, имелись отличия и в порядке исчисления стажа. В большей мере отличия касались наименований должностей, например, в специальный стаж засчитывалась работа в качестве врачей и среднего медицинского персонала без перечисления конкретных должностей (действующим законодательством предусмотрены конкретные наименования должностей, не допускающие неточностей). Для применения льготного порядка исчисления стажа лицам, работавшим в отделениях хирургического профиля (1 год работы за 1 год и 6 месяцев), не требовалось документального подтверждения участия в операциях. Стаж работы в учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности, исчислялся в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца) независимо от наличия «смешанного» стажа, т.е. данная льгота применялась при осуществлении работы только в сельской местности.
Указанный порядок применения законодательства ограничен временными рамками действия соответствующих нормативных актов (до 01.11.1999 применяется постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464, с 01.11.1999 до 12.11.2002 – постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1066, с 12.11.2002 – постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781).
Следует отметить, что выбор наиболее выгодного варианта оценки пенсионных прав осуществляется индивидуально при обращении граждан за назначением досрочной трудовой пенсии.
В соответствии с действующим законодательством не предусматривается возможность зачета в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периодов нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-х лет. Отпуск по беременности и родам не исключается из продолжительности стажа медицинской деятельности.
Вопрос о зачете в стаж медицинской деятельности периодов нахождения женщины в отпуске по беременности и родам может рассматриваться в рамках применения постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 №2-П, т.е. с учетом ранее действовавшего законодательства, в соответствии с которым в стаж медицинской деятельности засчитываются периоды нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком, предоставляемом в период до 06.10.1992.
В настоящее время в Ульяновской области очень актуальной является проблема льготного пенсионного обеспечения врачей анестезиологов-реаниматологов отделений анестезиологии-реанимации и отделений реанимации и интенсивной терапии. Пенсионные фонды отказывают в льготном назначении трудовой пенсии (1 год за 1 год 6 месяцев) в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения по причине несоответствия наименования структурных подразделений учреждений и (или) должностей работников в трудовых книжках действующим Спискам профессий и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.
Вопросы о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения решаются в судебном порядке. Существующая судебная практика свидетельствует о том, что в таких вопросах суды встают на сторону пенсионеров и обязывают органы ПФР засчитывать в специальный стаж спорные периоды работы.
Так, истец И. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ г. Ульяновска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ г. Ульяновска отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с недостаточностью специального стажа, при этом отдельные периоды работы не были засчитаны в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 6 месяцев), поскольку должность врача анестезиолога-реаниматолога в анестезиологическом отделении в больнице не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.
С доводами, изложенными в решении комиссии Управления Пенсионного фонда РФ г. Ульяновска истец не согласился, считает, что на день обращения выработан необходимый специальный стаж (30 лет), дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно п. 20 ч.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 был утвержден Список профессий, и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет.
Пунктом 2 данного Постановления установлены правила исчисления сроков выслуги, так, в частности, врачам анестезиологам-реаниматорам отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии – один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
При отнесении должности к врачебному или среднему медицинскому персоналу, учреждения к числу лечебно-профилактических или санитарно-эпидемиологических применялась Номенклатура Минздрава России от 15.10.1999 № 377.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066, которым утвержден новый Список, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работе по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 06 сентября 1991 № 464.
Согласно записи в трудовой книжке истец работал в должности врача анестезиолога-реаниматолога в анестезиологическом отделении в областной больнице, соответственно, стаж работы в качестве врача анестезиолога-реаниматолога анестезиологического отделения полежит включению в специальный стаж в льготном исчислении, так как истец выполнял должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии-реанимации, а также пользовался всеми дополнительными льготами, которые положены врачу анестезиологу-реаниматологу отделения анестезиологии-реанимации, а именно получал дополнительно 15% к заработной плате за работу с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, получал молоко, имел льготный отпуск продолжительностью 35 рабочих дней.
В соответствии с Приказом Минздрава СССР от 11 июня 1986 N 841 "О дальнейшем совершенствовании анестезиолого-реанимационной помощи населению" (с изменениями от 16 декабря 1987 г., 6 июня 1988 г.) должность истца должна была именоваться как «врач анестезиолог-реаниматолог отделения анестезиологии-реанимации». Переименование структурных подразделений в системе здравоохранения города и области не может являться основанием не включения в специальный стаж оспариваемых периодов в льготном исчислении.
Решением суда исковые требования истца И. были удовлетворены в полном объеме. Суд признал право истца на льготное назначение трудовой пенсии (1 год за 1 год 6 месяцев) в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Некоммерческое партнёрство «Медицинская Палата Ульяновской области» готова оказать содействие медицинским работникам, членам Палаты, в подготовке исковых заявлений о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Горбенко Елена Валерьевна,
юрист НП «Медицинская Палата
Ульяновской области»